• Андрей Прончик

Завершилась первая в истории арт-экспедиция к берегам Антарктиды


Участники международного проекта Antarctic Biennale вернулись из первой арт-экспедиции в Антарктиду.

На борту российского научно-исследовательского судна «Академик Сергей Вавилов» из города Ушуайя к Южному полярному кругу отправились около 100 человек со всего мира –художники, архитекторы, исследователи, поэты, писатели, музыканты, философы.

Экспедиция Первой международной Антарктической Биеннале, проводившаяся под патронатом ЮНЕСКО, стартовала с берегов Огненной Земли 16 марта 2017 года, и завершилась торжественным приемом в честь участников Биеннале в Буэнос-Айресе 29 марта.

Комиссар Antarctic Biennale художник Александр Пономарев, выступая перед гостями, сказал: «Все мы стали свидетелями и участниками уникального феномена – проекта, который выходит за рамки привычного творческого события, Биеннале вне времени, вне пространств, вне политики. Нам еще только предстоит понять и осознать, что теперь мы являемся частью нового культурного явления, которое, без преувеличения, достойно войти в историю мирового искусства».

На большой земле путешественников встречал министр культуры Аргентинской Республики Пабло Авеюто, который подчеркнул особую важность миссии смелых исследователей и значимость международного сотрудничества в вопросах науки, культуры и искусства. "Невозможно переоценить культурную значимость этого проекта. Удивительно, как объединенные общей идеей и сплоченные сильным духом сотрудничества, эксперты из различных сфер, открывают новые горизонты познания, выступают за пределы инноваций, творчества, авангарда, умело сочетая и комбинируя различные формы искусства».

Автор проекта художник Александр Пономарев уверен, что : «Если говорить о цифрах, то мы выполнили программу на 150 процентов. Мы работали вместе с Антарктидой, с Океаном, с китами и пингвинами, рыбами и птицами. На борту судна собралась интернациональная команда удивительных людей, в каждом из них живет непобедимый дух авантюризма и романтики. Несмотря на непрекращающуюся качку, в лектории ежедневно, с неизменным аншлагом, проходили живые дискуссии, обсуждались глобальные вопросы и проблемы современного мира.»

За время творческого плавания участники преодолели около 2000 морских миль (4000 км), совершив более 12 высадок на берега Антарктического полуострова и прилегающие острова самого южного континента Земли. В общей сложности на территории материка удалось реализовать более 20 художественных проектов (перформансы, инсталляции, выставки, хэппенинги и саунд-арт эксперименты) и провести более 15 исследовательских сессий и философских дискуссий.

Идея провести самую необычную Биеннале в истории родилась у художника Александра Пономарева более 10 лет назад во время его первых экспедиций в Антарктиду, где художник реализовывал различные международные художественные проекты.

Благодаря всесторонней поддержке друзей, соратников и партнёров проекта, авторский замысел обрёл реальные черты.

17 марта 2017 года, на борту научно-исследовательского судна «Академик Сергей Вавилов», около ста человек со всего мира – художники, архитекторы, исследователи, поэты, писатели, философы, отправились в творческое плавание к берегам самого южного континента Земли.

Основной идеей Antarctic Biennale является культурное осмысление и художественное познание «общих территорий», таких как Антарктида, Океан, Космос.

Antarctic Biennale отходит от стандартной модели организации выставок, пересматривая формат традиционного арт-события. Это творческое плавание, расширяющее понимание того, чем является искусство на сегодняшний день.

Почему Антарктида?

Это последний континент свободы, не принадлежащий ни одному из государств.

Согласно Договору об Антарктиде (1959) и другим международным соглашениям этот континент можно использовать исключительно для творческой деятельности и научных исследований в интересах всего человечества.

Именно такое пространство побуждает к размышлениям о будущем.

Участники первой экспедиции – творцы футуристической модели интеллектуального образа будущего.

Биеннале стала для них той площадкой, где авторские художественные идеи и смыслы обрели материальное воплощение – форму, наглядно демонстрирующую возможные сценарии развития будущего планеты и всего человечества.

В рамках специальной программы Биеннале, при участии компании ПроЛаб, на континенте проведено 5 фотовыставок. На борту судна действовала самая южная Fine Art фотолаборатория, позволившая создавать фотоработы в режиме реального времени. Каждый снимок содержит географические сведения с указанием широты и долготы, в которых они были рождены.

На время путешествия борт флагмана Российского научного флота превратился в пространство чистого искусства, безграничной творческой свободы. Пономарев отметил, что успех этой экспедиции был бы невозможен без участия в ней отважных соратников и партнеров проекта. Одним из таких смелых героев стал опытный путешественник, вошедший в состав Совета попечителей Биеннале, визионер, основатель и генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский.

Международная компания выступила в качестве Генерального партнёра Antarctic Biennale. Евгений Касперский рассказал, что его захватило великолепное безумие этого проекта: «Меня привлекают необычные, безумные проекты, результаты, которых невозможно угадать или спрогнозировать. В основе лежит процесс, путешествие – такие проекты меняют сознание, позволяют понять как можно изменить этот мир к лучшему. Это было замечательное путешествие с удивительными людьми, с совершенно особенной атмосферой. Всё происходившее напомнило мне фильм Федерико Феллини «И корабль плывёт». Только в нашем случае – это был фильм со счастливым концом. Я с нетерпением жду начала следующей Антарктической Биеннале».

Во время мобильной выставки, развернувшейся в Буэнос Айресе, зрителям был представлен один из проектов Antarctic Biennale – роботизированный арт-объект «Гляциатор» (Glaciator), созданный аргентинским художником Хоакином Фаргасом при поддержке «Лаборатории Касперского». Художественная концепция «Гляциатора» созвучна с основной миссией «Лаборатории Касперского» – спасти мир и сохранить землю в безопасности. Ступая по поверхности, робот бережно трансформирует снежный покров в фирн (крупнозернистый снег), защищающий ледники от последствий глобального потепления, ведущего к таянию антарктического ледяного покрова, которому десятки миллионов лет.

Среди главных условий реализации объектов Антарктической Биеннале на Белом континенте была не только художественная ценность, но и строгое соблюдение экологических требований к осуществлению любой человеческой деятельности в Антарктике.

Основные принципы Antarctic Biennale Наднациональность: культурное осмысление пространства, не принадлежащего ни одной нации.

Модель будущего мирового сообщества.

Междисциплинарность: объединяя экспертов из разных сфер, проект создает платформу для междисциплинарного диалога, подчеркивая особую значимость роли искусства в решении актуальных проблем современного мира. Mobilis in Mobile!

Концепция «мобильное в мобильном» – легкие быстровозводимые инсталляции дополняют хрупкость образа Антарктиды, не оставляя следов художественной деятельности на континенте.

Подробнее на www.antarcticbiennale.com

Александр Пономарев выразил особую признательность -

Аукционному дому Phillips и его владельцам Леониду Фридлянду и Леониду Струнину; Фонду AVC Charity Foundation и его основателю Андрею Чеглакову, Александре Смирновой; Компании Крок и лично Борису Бобровникову и Веронике Гименез;

Американским партнерам Эрику Арнбергу и Джону Рояллу;

Испанским друзьям Ане Риерола Форкада и Марку Агнолину;

Участнице специальной программы Antarctic Biennale, автору проекта «Антарктический дневник» Кате Ковалёвой из России;

Директору ГМИИ им. А. С. Пушкина Марине Лошак;

Издателю и владельцу The Art Newspaper Russia Инне Баженовой;

Главному редактору The Art Newspaper Анне Сомерс Кокс;

Классику современного искусства Нику Ильину.

Результаты первой в истории арт-экспедиции к берегам Антарктиды будут представлены в Павильоне Антарктиды во время 57-й Венецианской Биеннале.

Выставка начнёт работу 12 мая и продлится до 31 июля 2017 г.

В экспозицию групповой выставки "Антарктида" войдут как работы, выполненные участниками плавания, так и проекты финалистов международного конкурса молодых художников Antarctic Biennale Open Call.

Часы работы павильона "Антарктида": Ежедневно. Вторник – выходной. Май: 12:00 — 18:00 Июнь: 14:00 — 18:00 Июль: 14:00 — 18:00

#Завершиласьперваявисторииартэкспедициякбере #zr

Выбор редакции

адрес редакции: pronchik@turpressa.com

painter - Alena Malysheva, Russia

© 2014 Туристическая интернет газета turpressa.com

РК баннер 240х240.jpg
lpit_logo copy-002.jpg
й.jpg
1
turpressa.png
yandex_zen_logo_rus.jpeg.750x421_q95.jpg
medtr21_150x150.gif